Согласно определению, психодиагностика относится к одной из отраслей психологии, разрабатывающую теорию и методы оценки индивидуальных аспектов психологии личности. Основы психодиагностики. Развитие и составные части.
История становления и структура
Становление психодиагностики происходило на рубеже XIX и XX века. По мнению Вундта, психические функции личности высшего порядка не подлежат исследованию путем экспериментов. Несмотря на это убеждение, он первым исследовал внимание, память, восприятие и другие функции в условиях экспериментальной лаборатории. По общему мнению, основателем дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия психологии личности, принято считать Штерна. В 1901 году этот ученый взывал к коллегам с призывом расширить сферу психологических исследований с изучения общих характеристик к частным индивидуальным. Первое упоминание термина «психодиагностика» зафиксировано в 1921 году в публикации Роршаха. В этом труде присутствовало описание теста «пятна Роршаха», ставшего знаменитым. Также важно упомянуть еще одного человека, стоявшего у истоков развития психодиагностики – Леопольда Сонди.
Психодиагностика динамично развивалась в течении 20-го столетия. На сегодняшний день это достаточно разветвленная структура разнообразных методов. Все методы психодиагностики в современном виде можно разделить на две большие группы: малоформализированные и формализированные.
Сфера применения
К малоформализованным методам психодиагностики можно отнести разговоры в формате бесед, наблюдения за деятельностью. Такой подход предоставляет комплекс данных об исследуемой личности, в особенности, когда изучаются содержания психики, изначально плохо поддающиеся объективизации и формальному подходу. К такого рода процессам относятся субъективные переживания и индивидуальные смыслы. Также малоформализованный метод применяется для изучения динамично меняющихся содержаний (цели, настроение и прочее). Такие методики психодиагностики чрезвычайно ресурсозатратны поскольку требуют наблюдение за исследуемым пациентом на протяжении длительного периода времени (до двух месяцев). Используются опытными психодиагностами, достигшими определенного уровня профессионального развития в данной специфической сфере.
Разнообразные тесты психодиагностики, сборники опросов, разнообразные психологические методы можно отнести к формализованным методиками. Строго формализованные методики характеризуются строгим регламентом и стандартами. Все процедуры проведения методики психодиагностики и обработки результатов имеют прописанный единый стандарт. Помимо этого, для данных методик существует еще ряд признаков. Исследование или испытание должно происходить путем применения способов и стимулов, зафиксированных в допустимом перечне. Запрещено вмешательство психодиагностика в поведение и намерения испытуемого.
Формализованные методы психодиагностики характеризуются надежностью процедуры и полученных данных. Благодаря четко прописанному алгоритму, многие из таких методик нашли свою реализацию в виде компьютерных программ.
Оба вида методики психодиагностики применяются одновременно или в различных комбинациях, дополняя друг друга. Способы анализа все время динамично развиваются, еще шире начинает применяться компьютер для выполнения поставленных в психодиагностике задач. Технологические достижения в этой области дают возможность имитировать психологическую интуицию путем использования компьютерных модулей.
Основы психодиагностики доступны для изучения. Весь багаж знаний и опыта, накопленный за всю историю развития этой сферы психологии, собран и зафиксирован в разнообразных учебниках, собраниях тестов, справочниках и энциклопедиях.
Психодиагностика с практической точки зрения
Области приложения основ психодиагностики следующие:
Управление человеческими ресурсами, подбор кадров и определение профориентации;
Вывод на новый качественный уровень процесса воспитания и обучения, в том числе проблемных детей;
Прогноз поведения индивида в социальных сообществах (армия, экспедиция и т.д.);
Психологическая экспертиза для суда;
Терапевтическая психологическая помощь;
Оперативная оценка психологического состояния пациента при оказании медицинской помощи.
</ul>
По своему типу обращение к психологу можно разделить на две ситуации:
Случай обращения человека за помощью с индивидуальной мотивацией или для удовлетворения потребностей близких людей;
Случай обращения юридического лица с целью получить, путем проведения диагностики, необходимую информацию об актуальном психическом состоянии конкретного человека или группы людей.
Данные, полученные путем проведения психодиагностики, могут использоваться в следующих целях:
Личные цели каждого обследуемого. Например, для самопознания или саморазвития.
Данные необходимы психодиагносту для работы по коррекции психики испытуемого.
Данные нужны организации для принятия оперативного решения.
Этический кодекс психолога подразумевает четкое формулирование преследуемых в работе с клиентами целей и задач на самом начальном этапе взаимодействия.
Психологическое заключение должно:
Не противоречить изначальной цели обращения.
Находится в соответствии с уровнем восприятия заказчиком результатов исследований.
Цели психодиагностики должны формировать содержание заключения.
В заключении обязаны присутствовать рекомендации для заказчика.
Процесс психодиагностики должен быть зафиксирован в краткой форме в заключении.
Ключевые и характерные ситуации и состояния испытуемого должны отображаться в заключении.