Воспитание ребенка похоже на удивительное приключение. Вы никогда не знаете, что принесет сегодняшний день или с чем вы будете бороться завтра, через неделю, месяц, год...
Сама беременность и роды - настоящий вызов для родителей, а воспитание малыша приносит много трудных, но и счастливых моментов. Родители стараются подготовиться к разным обстоятельствам: они читают книги, руководства, журналы, блоги, посвященные заботе о детях, их здоровью и развитию. У бабушек, теток и друзей есть свои способы плакать, болеть или отучать вашего ребенка сосать соску.
Оглавление:
Аутизм: поводы для беспокойства, помощь и диагностика
Бывает, что вас что-то беспокоит, когда вы читаете статьи о детском развитии, или что дети двоюродного брата или друга развиваются разными темпами. Ваш ребенок может не говорить или произносить всего несколько слов. Также может беспокоить то, что ребенок не интересуется окружающим миром, не рад видеть родителей или не смотрит в глаза взрослым или другим детям. Тогда появляются первые мысли - аутизм?
Детские игры также могут беспокоить родителей. Малыш играет один или это обычно схематично, всегда одинаково и однообразно. Для кого-то, наблюдающего за малышом со стороны, это может показаться «странным», например, крутить колеса машинки, расставлять машинки или игрушки рядами или играть с предметами, которые для этого не используются.
Повторение слов, как эхо - еще один тревожный сигнал, который легко заметить. Дети, посещающие дошкольные учреждения, могут иметь проблемы в социальных отношениях со сверстниками, отстраняться от всех, плакать, быть агрессивными по отношению к другим детям или к себе.
Помощь специалистов и диагностика
Воспитатели дошкольных учреждений могут быстрее заметить первые тревожные симптомы аутизма у ребенка, потому что поведение ребенка может отличаться от поведения в группе. Учителя также готовы работать с детьми с особыми образовательными потребностями и проводить первоначальное наблюдение в начале сентября и октябре и заключительное наблюдение в конце дошкольного года.
Если учителя беспокоит поведение ребенка в группе, он должен поговорить об этом с родителями и предложить вместе с ребенком посещение психолого-педагогического консультационного центра по месту жительства. Если ваш малыш еще не ходит в детский сад, вы также можете проконсультироваться насчет любых тревожных симптомов в этом учреждении. Здесь специалисты диагностируют у ребенка аутизм или расстройства аутистического спектра.
В клинике вашего малыша осмотрят специалисты: педагог, психолог или логопед. Бывает, что в особых случаях требуется посещение врача-специалиста: невролога, физиотерапевта или психиатра. Чтобы обследование было достоверным, ребенку сначала следует пройти осмотр у офтальмолога или сурдолога. В этом случае вам следует купить ребенку подходящие очки или надеть слуховой аппарат, чтобы заметить какие-либо изменения в функционировании этих систем.
Только после такого глубокого и детального обследования ребенка и углубленного опроса родителей о течении беременности, родов, развития ребенка, заболеваниях и т. д. клиника может дать родителю заключение о необходимости раннего поддержка развития ребенка или заявления об инвалидности. Это не мнение одного эксперта, а целой команды специалистов.
Типы и причины аутизма
Что такое аутизм? Аутизм - это болезнь? Можно ли вылечить аутизм? Как ребенок будет жить с аутизмом? В сознании родителей может быть хаос, дезинформация, страх... В клинике вместе с подробной документацией родители получат профессиональную помощь.
Они узнают, что такое расстройства аутистического спектра у детей, им дадут рекомендации по работе с ребенком дома или в детском саду, если ребенок его посещает. Они получат адреса фондов поддержки родителей детей, а также взрослых с нарушениями, сайты групп поддержки в интернете.
Различают несколько типов расстройств: детский аутизм, глубокий аутизм, атипичный аутизм, синдром Каннера, синдром Аспергера и синдром Ретта у девочек.
Расстройство аутистического спектра у детей - это не болезнь. Это расстройство невозможно вылечить, но можно уменьшить проявление его симптомов в будущем в детском саду, школе или на работе в зрелом возрасте. Функция мозга играет важную роль при повсеместных нарушениях развития.
Классическими чертами расстройства являются коммуникативные проблемы, нарушения социального взаимодействия, схематическая игра или «странное поведение», такое как вращение по кругу, повторение одних и тех же слов, взмахи руками, чрезмерная привязанность к игрушкам или определенным предметам.
Дети с аутизмом также могут испытывать трудности с интеграцией сенсорных впечатлений. Ваш ребенок может быть сверхчувствительным к звукам, запахам, прикосновениям или, наоборот, может требовать более сильных раздражителей. В этом случае диагноз следует углубить с помощью тестов SI, то есть сенсорной интеграции. Чаще всего аутизм у детей появляется в первые три года жизни.
Расстройства аутистического спектра не являются открытием: они были обнаружены и задокументированы в середине двадцатого века в Соединенных Штатах. Именно там в 1943 году Лео Каннер - американский психиатр, основатель детской психиатрии - впервые выделил и охарактеризовал группу детей, симптомы которых не соответствовали ранее известным диагностическим критериям.
Статья Каннера 1943 года вместе с публикацией 1944 года, независимо написанной в Европе австрийским психиатром Гансом Аспергером, положила начало исследованию спектра аутизма. Каннер в своей книге «Аутичные расстройства аффективного контакта» описал случаи одиннадцати детей.
Они были физически здоровы, но жили полностью изолированно от общества, словно «в собственном замкнутом мире». Малыши не искали контактов со своими сверстниками, и, что более удивительно, им не нужен был контакт с собственными родителями.
Врач описал следующие симптомы аутизма у детей:
- изоляция ребенка от внешней среды;
- необходимость стабильности окружающей среды;
- неспособность общаться;
- стереотипные и повторяющиеся действия;
- нарушение речи или ее полное отсутствие и легкость механической памяти.
Причины развития аутизма
Родители, узнав, что их ребенок «отличается» от своих сверстников, могут чувствовать себя потерянными, сбитыми с толку, неинформированными, виноватыми в таком диагнозе ребенка. Они ищут причины расстройства, обвиняют себя в том, что заранее не обратили внимания на первые симптомы, или пытаются объяснить причины иррационально, например, беременная мать была в стрессе, курила сигареты, красила стены краской, ходила в солярий, когда она еще не знала, что беременна.
Да, есть определенные факторы, которые могут подвергнуть родителей риску рождения ребенка с аутизмом. Наиболее часто упоминаемые индикаторы риска включают, например, немолодой возраст родителей, осложнения во время беременности, прием лекарств матерью в пренатальном периоде, метаболические нарушения, перинатальные травмы, токсоплазмоз, серьезные инфекции и интенсивную антибактериальную терапию ребенка в младенчестве или генетическую основу, такие как гены родителей.
Факторы риска также могут включать загрязнение окружающей среды, ртуть, содержащуюся в вакцинах, и нарушение всасывания питательных веществ.
На сегодняшний день нет научных исследований, которые указали бы на какой-либо из показателей риска как причину расстройств аутизма у детей. После постановки диагноза родителям следует сосредоточиться на подходящей терапии для ребенка с аутизмом, чтобы он мог в будущем функционировать в социальной группе и быть независимыми во взрослой жизни.
РЕАЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ НА ЯНДЕКС УСЛУГАХ
РЕАЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ НА ЯНДЕКС КАРТАХ
Информация подготовлена и проверена специалистами:
1. Коренская Юлия Валерьевна, врач психиатр, психотерапевт Центра психического здоровья и анонимной помощи Майпсихелс - Mypsyhealth в Москве.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: наркология, психотерапия, психиатрия.
2. Петрухина Ольга Сергеевна, медицинский психолог.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: общее психологическое консультирование, клиническая и медицинская психология, детская психология, психология зависимостей, комплексная патопсихологическая диагностика.