Что такое депрессия и суицидальные тенденции?
Депрессия или депрессивное состояние — это психическое и поведенческое расстройство, характеризующееся сильным и длительным (несколько недель) снижением нгастроения, замедлением реакций организма на окружающие стимулы (адинамия), ухудшением концентрации внимания, отсутсвием желаний (апатия). Можно сказать, что в состоянии депрессивного эпизода человек замедляется, происходит потеря смысла жизни, снижение эмоционального тонуса, что вызывает суицидальные тенденции.
Суицидальные тенденции - это подсознательное стремление психики человека завершить его жизнь неестественным путём. Структура суицидальных тенденций: 1. Суицидальное восприятие - хочется "отключиться от сети" или "перестать быть"; 2. Суицидальные мысли - формируются первые, но еще не формирующие цельную картину мысли о собственной смерти; 3. Суицидальные суждения - на данном этапе уже есть конкретные представления о способах совершения суицида и готовность к этому; 4. Суицидальные попытки - здесь, человек уже пробует на практике завершить свою жизнь. "Суицид" - завершённое действие в прошлом, "парасуицид" - неудачная суицидальная попытка.
Запишитесь на консультацию к специалисту
Наши опытные специалисты готовы дать грамотную консультацию и подобрать план лечения в соответствие со стандартами оказания медицинской и психологической помощи. Не откладывайте вопрос здоровья на потом!
Разделы
Интернет-магазин биодобавок и витаминов настоящих, клинически проверенных брендов: поддержите свое здоровье заранее. Профилактика лучше лечения!
Перейти в магазин
Что такое депрессия?

Мы слышим слово «депрессия» часто и в разных контекстах, но всегда ли мы понимаем, что это за болезнь и вообще, является ли это болезнью в целом? Чем депрессия отличается от депрессивного настроения?
Депрессия - это болезнь, которую режиссеры иногда романтизируют, а в обществе недооценивают.
Известный нейроэндокринолог Роберт Сапольски в 2009 году прочитал отличную лекцию о депрессии, где он описывает ее как биохимическое расстройство, которое нельзя отрицать.
В то время депрессия занимала четвертое место в мире по заболеваниям, приводящим к инвалидности. По прогнозам ВОЗ, к 2025 году депрессия будет на втором месте. К сожалению, это произошло намного раньше и не совсем так, как ожидалось.
По данным ВОЗ, уже в 2017 году депрессия стала ведущей болезнью в мире с точки зрения инвалидности! Данные показывают, что около 50% из нас в какой-то момент жизни испытают это расстройство.
Итак, мы действительно говорим о серьезном вопросе, который:
- а) вызывает инвалидность;
- б) широко распространено.
Депрессия может быть легкой, средней или тяжелой. Она может поразить нас один раз или повторяться снова и снова.
Каждый день мы сталкиваемся с различными неудачами, бедствиями и т.д., которые могут действительно расстроить нас на день или несколько, но это не депрессия, поскольку мы продолжаем возвращаться к нашему нормальному состоянию снова и снова.
Плохое настроение, которое мучает нас несколько дней, действительно может вызвать депрессию, но это не депрессия. Депрессия длится как минимум несколько недель, и человек не может (не хочет) легко вернуться в состояние, которое было до депрессии.
Каковы основные симптомы депрессии?

Прежде всего, это расстройство, при котором человек больше не может испытывать удовольствие от обычных для этого занятий. Также нарушаются сон и аппетит (может быть бессонница, а может быть слишком много сна; может быть снижен аппетит, но может быть и повышен). Все становится слишком сложно, даже рутина накануне превращается в настоящее страдание.
В тяжелых случаях человек замедляется как физически, так и замедляет свое мышление. Могут быть соматические симптомы, такие как головная боль, несварение желудка и другие необъяснимые боли в разных частях тела.
Люди, работающие с психическими расстройствами, хорошо понимают депрессию, но в обществе это все еще стигматизирующий диагноз, о котором люди не хотят говорить, и часто недооценивают, думая, что это несерьезное заболевание.
Депрессия, заболевание серьезное, потому что - это одна из главных причин, значительно повышающих риск суицида.
Но откуда взялось непонимание этого состояния? Частично это заблуждение связано с дуалистическим взглядом на человека, существовавшим со времен Декарта: другим восприятием и оценкой тела и разума. Если болит живот или голова – все хорошо, болит тело. Но если подавленное настроение, тревога, страх, то с «головой» что-то не так.
Физические и психические расстройства воспринимаются обычными людьми как совершенно отдельные категории. Многие люди до сих пор думают, что если определенные психические функции нарушены, то и человеческий разум тоже. Недаром психиатрические больницы называют «подземельями». Из этого названия мы видим, что у людей психические расстройства ассоциируются со слабоумием, умственной недееспособностью.
Важно не только говорить об этом в целом, но и говорить содержательно, разумно и понятно. Возможно, для некоторых людей биологические аспекты этого расстройства могут помочь им понять депрессию как болезнь.
Почему депрессию можно назвать биохимическим расстройством?

Чтобы понять биологию депрессии, нам нужно поговорить о том, что происходит в мозгу. Представьте себе две клетки мозга, а именно нейроны. При передаче информации друг другу они не соприкасаются, оставляя между собой миниатюрный промежуток.
Нейроны «общаются» друг с другом, секретируя химические соединения, называемые нейротрансмиттерами, которые передают информацию от одного нейрона к другому через этот промежуток.
При депрессии связь между нейронами нарушена. Существует много нейротрансмиттеров, но известно, что некоторые из них связаны с депрессией, например, норэпинефрин, серотонин, дофамин, ацетилхолин, ГАМК.
Антидепрессанты при депрессии

Антидепрессанты влияют на метаболизм этих нейромедиаторов. Некоторые антидепрессанты влияют на метаболизм одного нейромедиатора, а другие на такие как, например, серотонин и норадреналин. Существует много типов антидепрессантов, поэтому иногда пациенту требуется время, чтобы выбрать наиболее эффективные из них.
Скептики, недоверяющие относящиеся к антидепрессантам, в большинстве своем невежественны, поскольку их эффективность уже давно доказана. Правда, есть люди, для которых антидепрессанты вряд ли подействуют из-за определенных биологических маркеров.
Хотя важно понимать биологию депрессии, это заболевание нельзя сводить только к дисбалансу нейромедиаторов. Дисбаланс нейротрансмиттеров является важной причиной симптомов, но далеко не единственной. Болезнь поражает как минимум семь областей мозга, и исследователи считают, что гораздо более важную роль может сыграть не дисбаланс веществ, о которых мы упоминали, а нарушение работы новых нейронов.
Депрессия также вызвана другими биологическими причинами, такими как болезни: болезни сердца, эректильная дисфункция, некоторые вирусы, рак, дефицит витамина B12. Или какие-то лекарства и гормоны. Как и другие заболевания, депрессия может быть вызвана генами.
Чем ближе ваш родственник к депрессии, тем больше шансов, что вы тоже переживете эту болезнь. Возможно, что мозг просто «фейлирует», контролируя настроение, и это не связано с дисбалансом нейромедиаторов.
Если в этом столько биологии, то где же психология в депрессивном расстройстве?

Психологические факторы во многом определяют депрессию, когда мы сталкиваемся со стрессом, травматическими переживаниями. Генетический риск депрессии не означает, что человек обязательно впадет в депрессию. Если мы возьмем двух человек, один из которых имеет генетический риск депрессии, а другой нет, но оба они успешно справляются со стрессовыми переживаниями, оба не впадут в депрессию.
Но если мы возьмем двух человек, один из которых имеет генетический риск депрессии, а другой нет, и они оба плохо справляются со стрессом, человек с генетическим риском даже повысит свои шансы на развитие болезни в несколько раз.
Генетика также может определить, насколько мы будем чувствительны к стрессовым переживаниям. Тогда неблагоприятное сочетание биологии, генетики и стресса также может привести к депрессии.
Это заболевание уникально тем, что оно имеет все аспекты обычного физического заболевания, но также имеет значительный культурный фактор в своем проявлении.
Проявления этой болезни различаются в разных культурах. Наше западное восприятие депрессии в некоторой степени определяется нашим акцентом на психических симптомах болезни (например, плохом настроении).
Интересно, что в Китае люди, страдающие депрессией, уделяют гораздо больше внимания соматическим симптомам (например, хронической усталости, головокружению, боли в сердце или необъяснимому давлению в области сердца), даже такие симптомы, как плохое настроение, считаются следствием соматических симптомов.
Еще один интересный культурный аспект депрессии – это выражение положительных чувств. Люди с этим заболеванием испытывают гораздо меньше положительных эмоций.
Американцы и европейцы стремятся максимально увеличить свой опыт положительных эмоций, в то время как люди в Восточной Азии испытывают меньшую потребность в этом, потому что их опыт положительных эмоций, особенно направленных только на себя, ассоциируется с ревностью других.
Таким образом, мы видим аспект большего сочувствия в азиатских культурах. Так что отсутствие положительных эмоций в некоторых азиатских странах не так сильно пугает людей, гораздо больше пугает невозможность работать, когда вы больны.
Таким образом, депрессия – это заболевание, которое проявляется в различных психологических, поведенческих и физических симптомах, имеет высокий биологический и генетический риск, одним из самых значительных факторов которого является психологический стресс.
Депрессия имеет культурный аспект, который влияет на восприятие и акцент на симптомах. Люди из разных культур подчеркивают разные аспекты болезни. Жители Запада более склонны подчеркивать эмоциональные симптомы, в то время как, например, жители Восточной Азии более соматичны. Чтобы лучше понять это расстройство, важно учитывать биологические, психологические и социокультурные аспекты.
Номер действующей медицинской лицензии клиники Майпсихелс MyPsyHealth: Л041-01137-77/00323805. Можно проверить на сайте Росздравнадзора в разделе - проверка медицинских лицензий.
Информация подготовлена и проверена специалистами:
1. Коренский Николай Валерьевич, генеральный директор Центра психического здоровья и анонимной помощи Майпсихелс - Mypsyhealth в Москве, врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: психиатрия, наркология, психотерапия.

2. Игумнов Сергей Александрович, доктор медицинских наук, профессор, врач.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: наркология, психотерапия, психиатрия.

3. Коренская Юлия Валерьевна, врач психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт Центра психического здоровья и анонимной помощи Майпсихелс - Mypsyhealth в Москве.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: психиатрия, наркология, психотерапия.

Использованная литература:
1. Цыганков Б.Д. Психиатрия: Руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 496с.
2. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону, 1996.
3. Гельдер М., Гет Д., Мейо Р. - Оксфордское руководство по психиатрии. Том 1-2.
4. Психиатрия // Обухов С.Г. / Под ред. Ю.А. Александровского — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с. ISBN 978-5-9704-0436-2.
5. Авербух Е. С. Депрессивные состояния. Л., 1962.
6. Вару А. М. Катехолампновые механизмы в патохимической структуре и фармакологическом контроле депрессивных состояний. — В кн.: Фармакологические основы антидепрессивного эффекта. Л., 1970, с. 57-61.
7. Леонгардт, Мерл Когда на душе стало пусто...История одной депресси / Мерл Леонгардт. - М.: Феникс, 2019. - 192 c.
8. Sani G., Napoletano F., Vöhringer P. A., Sullivan M., Simonetti A., Koukopoulos A., Danese E., Girardi P., Ghaemi N. Mixed depression: clinical features and predictors of its onset associated with antidepressant use. (англ.) // Psychotherapy And Psychosomatics. — 2014. — Vol. 83, no. 4. — P. 213—221. — doi:10.1159/000358808. — PMID 24970376.
9. Subramaniam K., Vinogradov S. Cognitive training for psychiatric disorders. (англ.) // Neuropsychopharmacology : Official Publication Of The American College Of Neuropsychopharmacology. — 2013. — January (vol. 38, no. 1). — P. 242—243. — doi:10.1038/npp.2012.177. — PMID 23147484.
10. Spielmans, GI; Berman, MI; Linardatos, E; Rosenlicht, NZ; Perry, A; Tsai, A.C. Adjunctive atypical antipsychotic treatment for major depressive disorder: a meta-analysis of depression, quality of life, and safety outcomes (англ.) // PLOS Medicine[англ.] : journal. — Public Library of Science, 2013. — March (vol. 10, no. 3). — P. e1001403. — doi:10.1371/journal.pmed.1001403. — PMID 23554581. — PMC 3595214.