Можете себе представить, как себя чувствуешь, когда все твое естество говорит тебе, что что-то не так, а человек, которому ты полностью доверяешь, уверяет тебя, что не нужно волноваться?
Когда наших детей охватывает тревога, они понимают, что что-то «не так», что-то, что пугает их, но им трудно подобрать правильные слова, чтобы объяснить свое состояние. Все, что они чувствуют, – это то, что вот-вот может произойти что-то очень плохое.
Тревога может проявляться в разных формах:
- В вопросах «А что случится, если…»;
- Избегании и игнорировании;
- Агрессии и плаче;
- Расстройстве пищеварения.
Тревога – это не признак сбоя. Это знак того, что сильный, здоровый и удивительный мозг выполняет свое предназначение, – защищает нас от угрозы. Еще одна из функций тревоги – поиск поддержки. Тот, кто чувствует тревогу, не делает это умышленно. Это такое человеческое свойство: когда нам плохо – мы обращаемся за помощью.
Когда наши дети говорят нам, что им не по себе, они ищут поддержки. Поэтому они не перестанут волноваться, если вы просто скажете им, что все хорошо и нет причин для беспокойства. Напротив, это сигнал защитной миндалине, что угроза становится еще большей, поскольку помощь (взрослый, которому ребенок доверяет) не поступает. Это также сигнализирует о том, что ребенок одинок в своей проблеме, поскольку его не понимают.
Запишитесь на консультацию к специалисту
Наши опытные специалисты готовы дать грамотную консультацию и подобрать план лечения в соответствие со стандартами оказания медицинской и психологической помощи. Не откладывайте вопрос здоровья на потом!
Оглавление:
Интернет-магазин биодобавок и витаминов настоящих, клинически проверенных брендов: поддержите свое здоровье заранее. Профилактика лучше лечения!
Перейти в магазин
Ну, хорошо, скажете вы. Если нет причин волноваться, то, что я могу сделать?
Детям легче справиться с «тяжелыми» чувствами, (а тревога, бесспорно, одна из таких) когда взрослые рядом. Возможно, мы не в силах полностью остановить их тревогу, но это не проблема. Немного тревоги – это естественно, и мы не сможем от нее избавиться, даже, если бы захотели. И все же, мы можем ее минимизировать.
Когда наши дети встревожены, им нужно знать, что мы их поддерживаем, верим им и верим в них. Можно сказать «Я понимаю», «Вижу, что тебе сейчас тяжело». Важно, чтобы они знали, что их ощущения естественны: «Это нормально, что ты себя так чувствуешь, все хорошо». Тревога не исчезнет мгновенно, но когда мы говорим, что понимаем их состояние, то даем сигнал миндалине, что она выполнила свою защитную функцию и нашла достойный источник поддержки, поэтому можно отступать.
Что еще можно сделать, когда дети встревожены?
Во время тревоги мозг находится в режиме выживания, поэтому он не способен получать или обрабатывать рациональные объяснения или заниматься незнакомыми стратегиями успокоения. Любые объяснения, почему они плохо чувствуют себя, уместны только, когда тревога уже прошла. Соответственно, и техники снижения тревоги можно объяснить и практиковать, когда дети спокойны.
Техники снижения тревоги
Спокойное, глубокое дыхание
Один из первых симптомов тревоги – быстрое поверхностное дыхание. Дыхательная релаксация может нейтрализовать физиологические последствия реакции «борьбы или побега». Не забудьте сначала попрактиковать дыхательные упражнения в состоянии покоя.
Горячее какао
Представь, что ты держишь кружку горячего какао в руках. Вдыхай шоколадный аромат какао, считая до трех, задержи дыхание на секунду и выдохни (на три), медленно охлаждая напиток, напоследок на секунду, задержи дыхание. (Весь цикл вдох-выдох будет занимать 8 секунд).
Цифра 8
Тревога часто «выбивает почву из-под ног», и для того, чтобы «заземлиться», то есть, вернуться в реальность и успокоиться, можно использовать прикосновения (осторожно, если ребенок не любит прикосновений и объятий). Есть замечательный способ объединить прикосновения и дыхание. Представь, что ты рисуешь цифру 8 на своей коже – это могут быть руки, ноги, спина, – своим указательным пальцем. Вдыхай, считая до трех и одновременно рисуя первую половину восьмерки; в середине задержи пальчик и дыхание на секунду. Теперь дорисовывай восьмерку, выдыхая «на три» и напоследок еще раз задержи на секунду дыхание. Повтори несколько раз. В перспективе дети смогут делать это самостоятельно, когда будут встревожены или напуганы.
Заземляемся
Тревога – это знак того, что мозг переключается на будущее, – все, что может «пойти не так». Вам, по-видимому, знакомы детские вопросы «А что произойдет, если…». Нужно помочь детям вернуться в реальность.
Можно попросить их назвать:
- 5 предметов в поле зрения;
- 5 предметов какого-то цвета;
- какой запах они чувствуют;
- рассмотреть облака и найти сходство с животным.
Номер действующей медицинской лицензии клиники Майпсихелс MyPsyHealth: Л041-01137-77/00323805. Можно проверить на сайте Росздравнадзора в разделе - проверка медицинских лицензий.
Информация подготовлена и проверена специалистами:
1. Коренская Юлия Валерьевна, врач психиатр, психотерапевт Центра психического здоровья и анонимной помощи Майпсихелс - Mypsyhealth в Москве.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: наркология, психотерапия, психиатрия.
2. Петрухина Ольга Сергеевна, медицинский психолог.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: общее психологическое консультирование, клиническая и медицинская психология, детская психология, психология зависимостей, комплексная патопсихологическая диагностика.
Литературные первоисточники:
1. Лощенкова З.Б. Возрастная психология / З.Б. Лощенкова. – М.: Лист, 2002. – 301 с.
2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
3. Опросник на определение уровня тревожности детей Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://detok.org/data/documents/172_Oprosn_Lavrentva.Titarenko.pdf
4. Галкина И.А. Детская тревожность: определение, выявление и причины возникновения / И.А. Галкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/214-detskaya-trevozhnost-opredelenie-vyyavlenie-i-prichiny-vozniknoveniya-chast-1.
5. Шейкина Е.А. Преодоление тревожности у младших школьников средствами коррекционно-развивающей работы / Е.А. Шейкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/8410/1/Шейкина Е.А._ППОм_1603а.pdf (дата обращения: 22.04.2022).