Депрессия больше не является просто болезнью для взрослых. Сейчас она признана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как заболевание, которое проявляется и в детском возрасте. Что это значит? Что депрессию можно наблюдать и у детей, и что это влияет на социальную сферу, эмоциональную сферу и познавательную сферу. Далее речь пойдет о том, как обнаружить депрессию детей, некоторые из причин, которые могут ее вызвать, и что делать, если есть ощущение депрессии у себя.
Запишитесь на консультацию к специалисту
Наши опытные специалисты готовы дать грамотную консультацию и подобрать план лечения в соответствие со стандартами оказания медицинской и психологической помощи. Не откладывайте вопрос здоровья на потом!
Оглавление:
Интернет-магазин биодобавок и витаминов настоящих, клинически проверенных брендов: поддержите свое здоровье заранее. Профилактика лучше лечения!
Перейти в магазин
Депрессия у детей от 0 до 3 лет
Депрессия характеризуется грустным настроением большую часть дня. Это также характеризуется потерей радости, удовольствия от большинства видов деятельности, которыми обычно наслаждаются. В случае детей от 0 до 3 лет детская депрессия может проявляться чрезмерным плачем, психосоматическими заболеваниями, такими как язва или гастрит.
Каковы триггеры в этом возрасте?
Это может быть, например, резкое разлучение матери или основных воспитателей, которые имеют в то время заботу о ребенке. Триггером может стать злоупотребление или халатность в воспитании.
Эти проявления варьируются в зависимости от возраста. Например, от трех до пяти лет триггер реже может проявляться. Однако жизненный опыт на этом этапе может повысить шансы на то, что триггер может проявиться позднее.
Что происходит на этом этапе?
На этом этапе дети стремятся исследовать, проявлять свою индивидуальность, экспериментировать или расширять автономию, если родители реагируют на нее неблагоприятно, либо с неодобрением, либо с чрезмерным контролем, то они создают зависимого, заторможенного, неуверенного в себе ребенка, у которого будет все меньше и меньше желания исследовать и меньше мотивации отделиться от них; так формируются необходимые условия для последующего проявления депрессии.
Депрессия у детей в возрасте от 6 до 12 лет
С 6 до 12 лет депрессивные симптомы встречаются гораздо чаще. Каковы основные причины в этом возрасте? Ну, это может быть из-за какого-то внезапного изменения в жизни ребенка, например: переезда в какой-то дом смены школы. Это также может быть связано с тем, что член семьи или любимый человек умер, чувствуя себя отвергнутым или чувствуя, что их любят или одобряют только тогда, когда они отвечают требованиям родителей. Это также может быть связано с тем, что дети испытали школьную или социальную неудачу. Их начинают называть детьми, у которых есть проблемы в общении со сверстниками, они абстрагированы, так же те, кого учитель все время ругает, или как тех, у кого есть поведенческие проблемы все время.
Как может проявляться депрессия в этом возрасте?
Она может проявляться девальвацией по отношению к себе самообальвацией. А именно, что у них плохое представление о себе, и дети чувствуют себя дураками, уродливыми, потому что не могут достичь и не могут добиться успеха.
Это также может проявляться очень длительными периодами печали. Часто они сами их вербализуют, однако важно подчеркнуть, что депрессия у детей проявляется не только через грусть, но и может проявляться гневом, раздражительностью.
Также может быть много изоляции, то есть им трудно работать, социализироваться, интегрироваться в группе, работать в команде, и это изменение может быть гораздо более заметным, если раньше ребенку свойственно было быть общительным.
Другим проявлением может быть низкая толерантность к фрустрации, то есть потеря интереса, например, дети больше не заинтересованы в выполнении тех же действий, что и всегда, даже могут потерять интерес к игре.
Это также можно наблюдать через гиперчувствительность. Бывают частые перепады настроения или очень чрезмерный плач без видимо объяснимых причин, которые не имеют под собой никаких оснований.
Депрессия в подростковом возрасте
В подростковом возрасте наоборот могут наблюдаться нормальные изменения настроения, это особенности развития. На этом этапе важно умение отличить себя от действительно депрессивного подростка или того, у кого есть только временный кризис. Как это узнать? Ключ будет дан продолжительностью и интенсивностью симптомов, особенно если эта депрессия продолжает наблюдаться после того, как ситуация, которая породила ее, уже прошла.
Какие ситуации могут спровоцировать на данном этапе?
На этом этапе подросткового возраста молодые люди обычно пытаются закрепить свою идентичность и пытаются идти вместе или походить на того, кто является примером для подражания. Если различия образа или восприятия, которое они имеют о себе и о том, как их видят другие, очень велико, то у них гораздо чаще проявляются депрессивные симптомы. В любом возрасте это ощущение также может потенцировать депрессию, если родители страдают психическим расстройством, то есть у родителей есть какой-то тип тревоги, депрессия сама по себе или какой-то тип психического или физиологического заболевания, которое влияет на их взаимодействие с детьми.
Что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям с депрессией?
В случае, если совпали некоторые из этих ситуаций, нужно подойти к своему ребенку, попробовать поговорить с ним, спросите его, есть ли какая-либо ситуация, которая его беспокоит. Постараться не судить его, понять, что происходит, и постараться дать ему понять, что в жизни есть много ситуаций, которые могут повлиять на нас больше, чем на других.
Что вы можете сделать конкретно?
Если видно низкую самооценку, можно помочь определить сильные стороны или положительные характеристики ребенка. Нужно быть честным и искренним, рассказать настоящие мысли. Например, если вы считаете, что он очень умный ребенок, но в данный момент он плохо справляется в школе, вы можете сказать это так: « Думаю, что ты очень умный ребенок, но только в этот момент я думаю, что у тебя в жизни плохая полоса, но приложив усилия, можно достичь желаемого», если открыто видно потерю интереса или демотивацию, единственное уместно, так это помочь приблизиться к деятельности, которая обычно нравится, и в которой ребенок, вероятно, испытает чувство успеха.
То есть, нужно использовать любые проверенные и эффективные действия. Если чувствуется неуверенность в себе в решении этого вопроса, нужно хотя бы ребенку помочь уметь отклоняться от собственных решений, замечать, что он обладает способностями и необходимыми характеристиками для решения своей проблемы. Помогите ему, наблюдая за тем, что он может сделать, и поощряйте его за попытки исправиться. Наконец, если ребенок раздражителен или зол, важно, чтобы не прибегать к насилию или агрессии.
Первое, нужно подтвердить его эмоции, чтобы точно знать, что он находится в депрессии. Это нормально, что он чувствует себя нетерпимо, что у него нет желания приближаться, что он чувствует себя некомфортно, это не означает, что он оправдывает это, но это означает, что он может быть добрым, и в то же время твердым в пределах, которые вы ставите.
Помогите ему узнать, как он себя чувствует, то есть, если вы заметили, что он плачет или что он очень изолирован. Можно дать ребенку варианты, даже если заметите, что он не знает точно, как он себя чувствует. И позвольте выбирать из этих вариантов наиболее подходящий для ребёнка. Даже, если ответ прозвучит в неточной форме, можно предложить вместе узнать причину. С другой стороны, если вы заметили, что эта симптоматика является постоянной, то лучше обратиться к специалисту по психическому здоровью.
Номер действующей медицинской лицензии клиники Майпсихелс MyPsyHealth: Л041-01137-77/00323805. Можно проверить на сайте Росздравнадзора в разделе - проверка медицинских лицензий.
Информация подготовлена и проверена специалистами:
1. Коренский Николай Валерьевич, генеральный директор Центра психического здоровья и анонимной помощи Майпсихелс - Mypsyhealth в Москве, врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: психиатрия, наркология, психотерапия.
2. Горбацевич Максим Дмитриевич, врач психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт Центра психического здоровья и анонимной помощи Майпсихелс - Mypsyhealth в Москве.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: психиатрия, наркология, психотерапия.
3. Коренская Юлия Валерьевна, врач психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт Центра психического здоровья и анонимной помощи Майпсихелс - Mypsyhealth в Москве.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: психиатрия, наркология, психотерапия.
Использованная литература:
1. Цыганков Б.Д. Психиатрия: Руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 496с.
2. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону, 1996.
3. Гельдер М., Гет Д., Мейо Р. - Оксфордское руководство по психиатрии. Том 1-2.
4. Психиатрия // Обухов С.Г. / Под ред. Ю.А. Александровского — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с. ISBN 978-5-9704-0436-2.
5. Avasthi A., Sahoo S., Grover S. Clinical Practice Guidelines for Cognitive Behavioral Therapy for Psychotic Disorders. (англ.) // Indian Journal Of Psychiatry. — 2020. — January (vol. 62, no. Suppl 2). — P. 251—262. — doi:10.4103/psychiatry.IndianJPsychiatry_774_19. — PMID 32055067.
6. Steinberg, S. Expanding the range of ZNF804A variants conferring risk of psychosis: [англ.] / S. Steinberg, O. Mors, A. D. Børglum [et al.] // Molecular Psychiatry: j. — 2010. — January. — doi:10.1038/mp.2009.149. — PMID 20048749. — PMC 3242031.