Содержание статьи
- Понятие психодиагностики
- История становления и структура
- Сфера применения
- Психодиагностика с практической точки зрения
Понятие психодиагностики.
Согласно определению, психодиагностика относится к одной из отраслей психологии, разрабатывающую теорию и методы оценки индивидуальных аспектов психологии личности. Основы психодиагностики. Развитие и составные части.
История становления и структура
Становление психодиагностики происходило на рубеже XIX и XX века. По мнению Вундта, психические функции личности высшего порядка не подлежат исследованию путем экспериментов. Несмотря на это убеждение, он первым исследовал внимание, память, восприятие и другие функции в условиях экспериментальной лаборатории. По общему мнению, основателем дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия психологии личности, принято считать Штерна. В 1901 году этот ученый взывал к коллегам с призывом расширить сферу психологических исследований с изучения общих характеристик к частным индивидуальным. Первое упоминание термина «психодиагностика» зафиксировано в 1921 году в публикации Роршаха. В этом труде присутствовало описание теста «пятна Роршаха», ставшего знаменитым. Также важно упомянуть еще одного человека, стоявшего у истоков развития психодиагностики – Леопольда Сонди.
Психодиагностика динамично развивалась в течении 20-го столетия. На сегодняшний день это достаточно разветвленная структура разнообразных методов. Все методы психодиагностики в современном виде можно разделить на две большие группы: малоформализированные и формализированные.
Сфера применения
К малоформализованным методам психодиагностики можно отнести разговоры в формате бесед, наблюдения за деятельностью. Такой подход предоставляет комплекс данных об исследуемой личности, в особенности, когда изучаются содержания психики, изначально плохо поддающиеся объективизации и формальному подходу. К такого рода процессам относятся субъективные переживания и индивидуальные смыслы. Также малоформализованный метод применяется для изучения динамично меняющихся содержаний (цели, настроение и прочее). Такие методики психодиагностики чрезвычайно ресурсозатратны поскольку требуют наблюдение за исследуемым пациентом на протяжении длительного периода времени (до двух месяцев). Используются опытными психодиагностами, достигшими определенного уровня профессионального развития в данной специфической сфере.
Разнообразные тесты психодиагностики, сборники опросов, разнообразные психологические методы можно отнести к формализованным методиками. Строго формализованные методики характеризуются строгим регламентом и стандартами. Все процедуры проведения методики психодиагностики и обработки результатов имеют прописанный единый стандарт. Помимо этого, для данных методик существует еще ряд признаков. Исследование или испытание должно происходить путем применения способов и стимулов, зафиксированных в допустимом перечне. Запрещено вмешательство психодиагностика в поведение и намерения испытуемого.
Формализованные методы психодиагностики характеризуются надежностью процедуры и полученных данных. Благодаря четко прописанному алгоритму, многие из таких методик нашли свою реализацию в виде компьютерных программ.
Оба вида методики психодиагностики применяются одновременно или в различных комбинациях, дополняя друг друга. Способы анализа все время динамично развиваются, еще шире начинает применяться компьютер для выполнения поставленных в психодиагностике задач. Технологические достижения в этой области дают возможность имитировать психологическую интуицию путем использования компьютерных модулей.
Основы психодиагностики доступны для изучения. Весь багаж знаний и опыта, накопленный за всю историю развития этой сферы психологии, собран и зафиксирован в разнообразных учебниках, собраниях тестов, справочниках и энциклопедиях.
Психодиагностика с практической точки зрения
Области приложения основ психодиагностики следующие:
- Управление человеческими ресурсами, подбор кадров и определение профориентации;
- Вывод на новый качественный уровень процесса воспитания и обучения, в том числе проблемных детей;
- Прогноз поведения индивида в социальных сообществах (армия, экспедиция и т.д.);
- Психологическая экспертиза для суда;
- Терапевтическая психологическая помощь;
- Оперативная оценка психологического состояния пациента при оказании медицинской помощи. </ul>
- Случай обращения человека за помощью с индивидуальной мотивацией или для удовлетворения потребностей близких людей;
- Случай обращения юридического лица с целью получить, путем проведения диагностики, необходимую информацию об актуальном психическом состоянии конкретного человека или группы людей.
- Личные цели каждого обследуемого. Например, для самопознания или саморазвития.
- Данные необходимы психодиагносту для работы по коррекции психики испытуемого.
- Данные нужны организации для принятия оперативного решения.
- Этический кодекс психолога подразумевает четкое формулирование преследуемых в работе с клиентами целей и задач на самом начальном этапе взаимодействия.
- Не противоречить изначальной цели обращения.
- Находится в соответствии с уровнем восприятия заказчиком результатов исследований.
- Цели психодиагностики должны формировать содержание заключения.
- В заключении обязаны присутствовать рекомендации для заказчика.
- Процесс психодиагностики должен быть зафиксирован в краткой форме в заключении.
- Ключевые и характерные ситуации и состояния испытуемого должны отображаться в заключении.
По своему типу обращение к психологу можно разделить на две ситуации:
Данные, полученные путем проведения психодиагностики, могут использоваться в следующих целях:
Психологическое заключение должно: