Можно определить семью – как союз людей, разделяющие жизненно важный проект существования, который определенно прочный, в котором возникают сильные чувства принадлежности к этой группе, где есть личное взаимодействие между членами и тесные отношения близости, взаимности и зависимости.
Однако отношения не всегда заканчиваются хорошо, часто оба нуждаются в разводе для общего блага. Но как быть с детьми? В этой статье рассказывается о семье: развод и дети.
Оглавление:
1. Что такое семья: определение и последствия концепции
С того момента, как человек появляется на свет, семья является основной группой поддержки. Она начинается с привязанности к родным и заканчивается возможностью того, что семья предоставит доступ к ресурсам, предлагаемым обществом.
В этом смысле можно сказать, что семейная группа выполняет ряд функций в отношении своих детей, которые будут следующими:
- - Обеспечение выживания, роста и социализации в базовом поведении общения, диалога и символизации.
- - Обеспечение детям атмосферы привязанности и поддержки, без которой здоровое психологическое развитие было бы невозможно.
- - Предоставление стимулов детям, необходимо научить грамотно взаимодействовать с их физической и социальной средой, а также развить способность реагировать на запросы и требования, предъявляемые их адаптацией к миру, в котором они живут.
- - Принимать решения относительно открытости другим образовательным ресурсам, которые будут делиться с семьей задачей воспитания ребенка.
2. Развод и дети
Начиная с 1960-х годов, количество разводов выросло на 300%, конечно же, самыми большими жертвами этих решений обычно являются дети.
Разделение или развод родителей может рассматриваться, как травматическое и стрессовое событие для детей и что, в зависимости от отношения, выраженного родителями, может привести к разного рода последствиям.
Под этим подразумевается брачный конфликт, который обычно присутствует в подавляющем большинстве разводов и который является фактором повышенного риска развития психопатологий в детстве.
Тем не менее, этот риск, в значительной степени зависит от типа отношений и количества конфликтов, которые развиваются в браке во время процесса, а также от того, как родители сообщают свое решение детям.
3. Виды разводов
Окончание брака – сложный процесс как для супружеской пары, так и для остальной семьи, но дети наиболее уязвимы, потому что они видят, что концепция групповой поддержки, предоставляемая семьей, колеблется.
Все это связано с большими структурными и личностными изменениями – это разделение, в результате – это может составлять пять видов развода с различными последствиями каждый:
- - Семейное разделение или психологический развод – это предполагает эмоциональный разрыв между парой, независимо от того, согласны ли они оба или решение принято в одностороннем порядке.
- - Юридический развод – тот, который установлен законом и в котором должны быть приняты меры в отношении имущества и детей.
- - Общинный или социальный развод – предполагает дистанцирование членов пары от социальной среды, которую они разделяли до этого времени.
- - Развод собственности – это касается распределения активов, которые принадлежат паре.
- - Развод зависимости – понимание, как явное изменение ролей с этого момента.
Эти пять видов развода будут иметь влияние на детей, прямо или косвенно, принимая во внимание кризисные этапы, с которыми сталкиваются их родители, важно решить их в отношении последующего восприятия к разводу между членами семьи.
4. Как сообщить о разлуке родителей с детьми?
Процесс общения с детьми после развода – непростой шаг. Вы никогда не должны колебаться, чтобы принять это решение и сообщить младшим членам семьи о том, что произошло и какие изменения это несет.
Конечно, очень важно, чтобы родители адаптировали свою речь с учетом возраста своих детей, информация должна быть правдивой, но не агрессивной для них. Это большая ошибка думать, что скрывая от детей факт развода, взрослые делают им лучше. Это несет путаницу, неуверенность в себе и недоверие к родителям.
В идеале сообщите детям о решении о разводе заранее, до того, как родитель, не являющийся в дальнейшем опекуном, уйдет из дома (около двух-трех недель), но сосуществование родителей вместе намного дольше этого срока не должно быть, так как дети могут понять ситуацию, как примирение или возвращение.
4.1. Идеальный климат после развода
Идеальным климатом для продолжения процесса общения будет спокойная ситуация и в которой присутствуют все члены. Очень важно, чтобы решение увидеть детей, было принято по обоюдному согласию, покажите им плавное общение, избегая напряженности, столкновения и другие дисквалификации.
Важно, чтобы дети понимали, что изменить эту ситуацию не в ваших силах, подчеркнуть, что решение было согласовано и что вы не можете вернуться. Никакой надежды не должно быть, что путь назад открыт и возможен – это будет лучше для того, чтобы дети быстрее адаптировались и приняли ситуацию.
4.2. Не давать подробностей
Дети никогда не должны участвовать в деталях разрыва отношений, особенно если речь идет о маленьких детях. Общего объяснения будет достаточно, иначе нанесете больший эмоциональный ущерб.
Необходимо обязательно уточнить тип отношений, которые вы собираетесь разорвать (любовь и супружеская привязанность), а сыновняя и братская родительская связь всегда будет присутствовать, независимо от того, что происходит с браком.
4.3. Пусть дети выражают себя
После того, как вы скажете детям о своем решении, важно дать им некоторое время, чтобы выразить свои чувства, и ответить на вопросы.
Важно в этот момент обозначить солидарность с реакциями, которые они могут проявить, самое главное, проявить тепло и поддержку, когда дети выразят свои страхи и неопределенности в ситуации.
Отныне отношения обоих родителей не будут легкими, так как они должны каким-то образом найти баланс, когда дело доходит до общения детей в новой реальности.
5. Психологическое влияние развода родителей на детей
Психологическое влияние, которое может оказать на детей решение о разводе родителей, зависит от многих факторов, включая возраст. В разном возрасте дети способны воспринимать ситуацию по-разному, следовательно, их реакция будет разной.
5.1. Дошкольный возраст
Этап, на котором дети наиболее уязвимы к этому процессу, неясен, но многие авторы указывают на дошкольный возраст, как наиболее опасный, особенно с учетом уровня нравственного и личностного развития детей.
Именно на этом этапе дети обычно испытывают больше симптомов тревоги, страха. Может случиться регрессия в поведении ребенка (сосание пальца, детская речь, энурез по ночам).
5.2. Школьный возраст
На школьном этапе можно найти симптоматику ближе к депрессии, хотя болезнь не исключается. Могут быть очевидные опасения по поводу отказа, а также очевидные поведенческие проблемы, проявляющиеся с обоими родителями, поведение, целью которого является проявление реакции на новую реальность, в которой они должны жить, и которая определенным образом и в определенных пределах должна быть разрешена.
Информация подготовлена и проверена специалистами:
1. Коренская Юлия Валерьевна, врач психиатр, психотерапевт Центра психического здоровья и анонимной помощи Майпсихелс - Mypsyhealth в Москве.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: наркология, психотерапия, психиатрия.
2. Петрухина Ольга Сергеевна, медицинский психолог.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: общее психологическое консультирование, клиническая и медицинская психология, детская психология, психология зависимостей, комплексная патопсихологическая диагностика.
Литературные первоисточники:
1. Вопросы детской психологии // Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 984 – 989. 17.
2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М., 1998. - Гл. 2. - С. 70 – 102.
3. Фромм Э. Искусство любить: Исследование любви. - М., 1991.